www.Onthewing.ru - Самолёт-истребитель Як-9

Самолёт-истребитель Як-9

 

Впервые новые Яки приняли участие в боевых действиях во время контрнаступления Красной армии под Сталинградом в декабре 1942 года. Самолет понравился пилотам легкостью и простотой в управлении, высокой маневренностью. Машина заходила в хвост B-109 с третьего или четвертого виража. Немецкие пилоты хорошо знали недостатки своих истребителей и потому избегали боев в горизонтальной плоскости, считая их малоэффективными. При встречах с Як немцы использовали другую тактику: они подходили к линии фронта на большой высоте и атаковали противника с пикирования, используя энергию разгона. Если бой складывался не в их пользу, B-109 круто набирали высоту, уходя вверх, после чего выходили из боя или повторяли атаку с другого положения.

Чтобы избежать внезапного удара сверху или сзади, немецкие пилоты применяли строй в виде клина парных звеньев. Пар, состоящих из ведущего и ведомого, была принята как тактическая единица в люфтваффе еще со времен гражданской войны в Испании. В советских же ВВС даже в начале 1943 года встречались командиры, которые требовали от подчиненных соблюдения довоенного боевого устава – ведение воздушного боя звеньями из трех самолетов. Как показал опыт войны, подобная тактика была неэффективна и приводила к неоправданным потерям. Лишь осенью 1943 года Сталин санкционировал выдвижение на должности командиров полков самых успешных пилотов. Тактика ведения воздушного боя стала разнообразной, советские летчики отказались от шаблонов и стереотипов, опираясь на собственный боевой опыт и возможности своих машин.

Одним из примеров максимально эффективного использования боевых возможностей яковлевских машин стали войсковые испытания истребителя Як-9У,  проходившие в 163-м истребительном авиаполку с 25-го октября по 25-е декабря 1944 года. За это время летчики полка провели 18 воздушных боев. Из них в двух случаях было равенство сил, в десяти случаях немецкие пилоты имели двойной перевес, в одном - тройной и еще в одном – четырехкратное превосходство. Несмотря на это наши летчики уничтожили 28 самолетов противника, при этом потери полка составили два Яка, сбитых в воздушных боях.

На истребителях Як-9 воевали воздушные ассы, в том числе летчики дважды удостоенные звания Героя Советского Союза: Арсений Ворожейкин, сбивший 52 немецких истребителя, Александр Колдунов, который уничтожил 46 самолетов противника, Виталий Попков – 41 победа. Именно Виталий Попков стал прототипом «Маэстро», главного героя фильма «В бой идут одни старики». Благодаря удачной конструкции самолета даже у молодых советских пилотов появилась возможность на равных вести воздушный бой с немецкими летчиками.