www.Onthewing.ru - Самолёт-истребитель Як-9

Самолёт-истребитель Як-9

С декабря 1942 по декабрь 1948 года заводы выпустили массовыми сериями около 17000 «девяток». Это объясняется не только отличными боевыми качествами и высокой надежностью истребителя, но и тем, что его производство не представляло сложности для авиационной промышленности. Однако, чтобы добиться этого инженерам и конструкторам яковлевского КБ пришлось проделать огромную работу по улучшению летно-тактических характеристик новой машины.

Одной из главных проблем всех советских истребителей начала войны была невысокая энерговооруженность. Мощности двигателей для уверенной работы на всех высотах и во всех режимах не хватало. Во многом это объяснялось огромным дефицитом легких дюралевых сплавов. Конструкторы вынуждены были ориентироваться в своих проектах на более тяжелые материалы – дерево и сталь.

В 1942 году фронтовые части вооружались двумя основными моделями яковлевских истребителей – Як-1 и Як-7, переделанным из учебной двухместной машины. По многим параметрам они не уступали однотипным самолетам люфтваффе. Однако именно слабая энерговооруженность мешала Як проявить себя в полной мере. Решить проблему можно было только сняв с машины часть вооружения и уменьшив запас топлива. В этом отношении возможности Як-1 и Як-7 были исчерпаны. Требовался новый, более совершенный истребитель.

В конце 1942 года после введения в строй большинства заводов, эвакуированных из европейской части СССР за Урал, проблема производства дюралевых сплавов для советской авиации была решена. Появилась возможность сделать более легкую конструкцию. За основу взяли истребитель Як-7. Улучшили его аэродинамику и снизили массу.

Як-9

Серийное производство Як-9 развернулось в конце 1942 года. Самолет обладал отличными пилотажными качествами и превосходной маневренностью, был устойчив на всех режимах полета, имел лучшую скорость, скороподъемность и вертикальный маневр, чем все советские истребители того времени.

Як-9

В 1943 году ситуация на советско-германском фронте стала меняться. Безраздельному господству в небе немецкой авиации пришел конец. Чаша весов стала склоняться в пользу сталинских «соколов».

В этих условиях появилась возможность провести специализацию истребителей с расчетом на тот или иной вид боевых действий. Як-9 стал основой для 22-х модификаций, которые отличались вариантами вооружения, специальным оборудование и дальностью полета. Это были самые разнообразные по назначению и боевому применению типы самолетов.

Когда на фронтах не хватало бомбардировщиков и стал вопрос о возможности замены их истребителями, вооруженными бомбами, немедленно появился Як-9Б. Он нес на борту кроме трех крупнокалиберных пулеметов, 400 кг бомбовой нагрузки, он мог по праву считаться уникальным скоростным истребителем-бомбардировщиком с внутренней подвеской бомб.

Когда для борьбы с модернизированными вражескими самолетами понадобился мощный пушечный истребитель, немедленно появился Як-9Т, вооруженный 37 мм пушкой, снаряды которой буквально разносили вражеские самолеты и с успехом поражали наземные цели: мотто и автоколонны, обозы и артиллерию.

В 1944 году была выпущена еще более мощная модификация – Як-9К с пушкой калибра 45 мм.

Когда в начале 1943 года советское командование начало планировать крупные наступательные операции, возникла потребность в истребителях с большой дальностью полета. Ведь войска все время надо было прикрывать  с воздуха, а строительство аэродромов не поспевало за стремительным продвижением войск. Как только была поставлена задача увеличить дальность истребителей, появились Як-9Д – дальние, с внутренними бензобаками увеличенной емкости и с дальностью полета 1400 км. Впоследствии дальность полета этих машин была увеличена еще больше за счет подвески дополнительных сбрасываемых баков. Так появился Як-9ДД – дальний дистанционный, с дальностью полета 2200 км. Именно эти истребители в начале 1944 года стремительно пронеслись над Румынией, Болгарией и Югославией, оккупированной немцами и  приземлились в итальянском городе Бари, куда они были направлены командованием для оказания помощи народно-освободительной армии Югославии.

Як-9ДД

Если бы самолеты для выполнения этих боевых задач должны были бы создаваться каждый раз заново, задачи эти никогда не были бы решены. Поэтому техническую политику яковлевского КБ можно считать образцовым примером творческого решения извечного противоречия между заказчиком и производственником.