www.Onthewing.ru - Александр Сергеевич Яковлев

Александр Сергеевич Яковлев

 

В середине 30-х годов бипланная схема, которая господствовала в авиации более полутора десятка лет, стала стремительно сдавать свои позиции. В погоне за скоростью и высотой конструкторы все активнее делали ставку на моноплан. В СССР наиболее решительным приверженцем такой схемы проявило себя ОКБ Яковлева. Практически все самолеты этого коллектива, кроме самой первой авиетки, были монопланами. На самолетах УТ-2 сделали первые шаги в небо десятки тысяч летчиков и будущих героев. Модель без замечаний прошла все государственные испытания и была запущенна в крупносерийное производство. Однако после нескольких катастроф полеты на этой машине запретили. Оказалось, что самолет имел тенденцию сваливаться в плоский штопор, а выходил из него со значительным запаздыванием. По всей стране под угрозой срыва оказались программы обучения пилотов. После серьезных исследований проблемы плоского штопора машина была доработана и вернулась на службу в учебные эскадрильи.

УТ-2

УТ-2 прожил долгую жизнь - он выпускался массовыми сериями до и после Великой Отечественной войны. Все на пяти авиационных заводах было построено 7243 самолета УТ-2.

Еще одной довоенной учебно-тренировочной машиной КБ Яковлева стал одноместный УТ-1. Заводы выпустили более 1200 самолетов, которые использовались для подготовки летчиков-истребителей, командиров, инструкторов, а так же как спортивные. На них советские пилоты установили 11 официально зарегистрированных мировых рекорда.

Большинство самолетов, созданных Александром Сергеевичем Яковлевым в начале его карьеры, получали обозначение АИР, в честь видного деятеля партии большевиков, руководителя центрального совета ОСОАВИАХИМа - Алексея Ивановича Рыкова. В 1937 Рыков был репрессирован. Сменилась и система индексации - новые машины стали называть либо по первой букве фамилии конструктора, либо просто по номеру. Так в 39-м году Яковлевым был создан самый скоростной самолет в Советском Союзе. Эта машина получила обозначение №22. Но в декабре 40-го года правительством было принято другое решение - с этого момента все отечественные самолеты стали получать названия по двум первым буквам фамилий их главного конструктора. Так появились машины марки Як, вскоре получившие мировую известность.