www.Onthewing.ru - Александр Сергеевич Яковлев

Александр Сергеевич Яковлев

Свой первый летательный аппарат Александр Яковлев построил еще 15-ти летним мальчишкой в 1921 году. Это была модель планера. В кружках авиамоделирования занималось огромное количество школьников, однако не каждому из них суждено было стать генеральным конструктором.

С раннего возраста Яковлев мог объединить вокруг себя людей, чей интерес к авиации шел намного дальше простых детских увлечений. Еще в школе он создал ячейку "Общества друзей воздушного флота" и кружок авиамоделирования. Первая же самостоятельная конструкция - тренировочный планер АВФ-10 получил в 1924 году приз на всесоюзных соревнованиях в Коктебеле как одна из лучших машин переходно-тренировочного назначения.

Первый планер Яковлева АВФ-10

Уже в 20-ти летнем возрасте он приступил к разработке аэроплана. В середине 20-х годов в Советском Союзе наблюдался настоящий бум конструирования и производства легких спортивных самолетов. В те времена их называли авиетками. Был объявлен конкурс на создание лучшего такого самолета. В нем приняли участия тысячи аэроклубов, кружков и авиамоделистов-любителей. Конечно же, Яковлев не мог не принять участия в этом состязании. Взявшись за создание авиетки, он быстро понял насколько велика разница между планером и настоящим самолетом. Молодой энтузиаст приступил к самостоятельному изучению теории воздухоплавания, механики, сопротивления материалов. Так начиналось становление генерального конструктора.

Александр устроился разнорабочим в военно-воздушную академию им. пр. Жуковского, затем, мотористом в учебную эскадрилью, а в свободное время строил двухместную авиетку с мотором мощностью в 60 л.с. Большинство слушателей академии скептически относились к опытам конструктора-самоучки. Однако, нашлись и те, кто оценил трудолюбие и необычные технические решения серьезного, фанатично влюбленного в небо парня. Среди них оказался будущий создатель знаменитых советских штурмовиков - Сергей Ильюшин. При работе над своей первой машиной Яковлеву пришлось освоить профессии чертежника, экономиста, казначея, снабженца, администратора. Это была бесценная практика, ведь в те времена советским конструкторам приходилось решать помимо творческих и множество организационных задач. Часть деталей будущей авиетки изготовили в мастерских военно-воздушной академии, а к сборке самолета Александр привлек своих друзей механиков из учебно-летного отряда. Так образовался костяк будущего конструкторского бюро Яковлева.

Работу над своим первенцем Александр Яковлев завершил первомайским праздником 1927 года и самолет перевезли на центральный аэродром в Тушино. 12 мая здесь же, на глазах множества зрителей двухместная авиетка АИР-1 совершила первый демонстрационный полет. Эта была настоящая сенсация. Молодой рабочий-моторист, не имевший высшего технического образования, создал машину, которая стала лидером в своем классе.

Первый самолет Яковлева АИР-1

Первый самолет Яковлева АИР-1

Двухнедельные испытания выявили ряд преимуществ нового аэроплана не только перед лучшей советской авиеткой тех лет, но и зарубежной. Учитывая, что самолет строился кустарным способом, летные данные, внешний вид машины наглядно продемонстрировали высокую инженерную культуру начинающего авиаконструктора. С тех пор дата 12 мая 1927 года считается датой создания ОКБ Яковлева. По результатам полетов АИР-1 Яковлева зачислили слушателем в военную воздушную академию им. Жуковского без сдачи экзаменов.

Закончив военно-воздушную академию летом 1931 года, Александр Яковлев начал работать инженером-прорабом на авиазаводе им.В. Р. Менжинского. За короткий срок он постиг премудрости, необходимые любому конструктору, чтобы знать, как притворяются в производстве его идеи, воплощенные в чертежах на бумаге. Вскоре Яковлев сформировал группу легкой авиации, которая во внеурочное время разрабатывала спортивные и многоцелевые самолеты.

После переезда с авиазавода в 1934 году в кроватную мастерскую на Ленинградском шоссе коллектив из 35 человек приступил к совершенно самостоятельной работе. Начали с прототипов будущего учебно-тренировочного самолета АИР-9 и АИР-10. А вскоре появился УТ-2. Конструкция оказалась весьма удачной с точки зрения технологичности, простоты и дешевизны. Но главную роль в признании машины сыграло не это.